«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ЗПР»

В настоящее время установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Совсем иначе развивается речь детей, если ее воспитанием родители не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями многих грамматических форм и уподоблении детской речи, общении с ребенком на примитивном языке . Обогащение пассивного и активного словаря ребенка с задержкой психического развития и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Задание 1.

Попросите ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам, для чего задайте ему такие вопросы:

- Какие ты знаешь  овощи, фрукты, ягоды?

Пассивная  артикуляционная гимнастика применяется тогда, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Все упражнения выполняются с помощью рук взрослого – логопеда или родителя. Целью является включение в процесс артикуляции новых групп мышц, ранее включенных. Направление, объем и траектория пассивных движений те же что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависит от ребенка. Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия – под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда.