Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.

Активная форма используется, когда ребенок может справится с заданием самостоятельно. Пассивные упражнения осуществляется сериями по 3-5 движений. Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнять необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.

Для мимических мышц:

1.Поднять бровь. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.

2.Закрыть один, другой глаз, оба сразу.

3.Наморщить лоб, нос.

Пассивная гимнастика языка:

1.Вывести язык из ротовой полости вперед.

2.Опускать язык вниз (к нижней губе)

  1. Поднимать язык вверх (к верхней губе)

4.Отводить язык (вправо-влево)

Пассивная гимнастика губ:

1.Опустить углы губ, поднять углы губ двумя указательными пальцами.

2.Перетягивать углы рта указательными пальцами отдельно вправо, влево.

3.Растягивать губы в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта.

4.Поднять верхнюю губу

  1. Опускать нижнюю губу.
  2. Создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [ э].