Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.
Активная форма используется, когда ребенок может справится с заданием самостоятельно. Пассивные упражнения осуществляется сериями по 3-5 движений. Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнять необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.
Для мимических мышц:
1.Поднять бровь. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.
2.Закрыть один, другой глаз, оба сразу.
3.Наморщить лоб, нос.
Пассивная гимнастика языка:
1.Вывести язык из ротовой полости вперед.
2.Опускать язык вниз (к нижней губе)
- Поднимать язык вверх (к верхней губе)
4.Отводить язык (вправо-влево)
Пассивная гимнастика губ:
1.Опустить углы губ, поднять углы губ двумя указательными пальцами.
2.Перетягивать углы рта указательными пальцами отдельно вправо, влево.
3.Растягивать губы в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта.
4.Поднять верхнюю губу
- Опускать нижнюю губу.
- Создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [ э].