Роль игрушек в воспитании детей огромна. Для детей до 1 года, игрушка  развивает зрение, слух, восприятие цвета и хватательные движения.

Игрушки должны быть яркими, легкими, простыми по форме, гигиеничными и безопасными.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети быстро развиваются физически. Для укрепления мускулатуры рекомендуются различные каталки, кони-качалки, кони на колеса, тележки, трехколесные велосипеды, и др. В этот период ценными являются игрушки, с помощью которых дети получают первые представления о цвете, форме, назначении различных предметов.

 У детей младшего дошкольного возраста возникает потребность в играх и игрушках, с помощью которых они знакомятся с назначением различных предметов. Это в основном образные игрушки - куклы крупных размеров, кукольная посуда, гарнитуры кукольной мебели, транспортные игрушки, фигурки людей, животных и птиц, катера, лодки, совки, лопатки, песочницы, строительные материалы.

У детей от 4 до 5 лет,  содержание игр усложняется. Большое значение приобретают тематические наборы - группы игрушек, объединенных одной темой. Например, детский сад, школа, завод и т. д. Такие игрушки развивают чувство коллектива, сотрудничества.

Игры детей старшего дошкольного возраста становятся значительно содержательнее, они носят самостоятельный, творческий характер. Ассортимент игрушек очень разнообразен: музыкальные, дидактические, спортивные, трудовые, образные игрушки, настольные игры, книжки-ширмочки, игрушки-забавы, театральные игрушки. Особое место занимают игрушки и игры, подготавливающие детей к занятиям в школе: наборы букв и цифр, азбука, счетные палочки и др.

А что развивает антиигрушка?

Антиигрушка это не просто плохая, некачественная, с острыми краями и мелкими  деталями игрушка. Это такие игрушки, которые  могут причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию ребенка.

Например: Игрушки кислотных цветов, не имеющие аналогов в реальном мире. Вред такой игрушки заключается в том, что у них не наблюдается схожести с реальными жизненными образами, ситуациями, персонажами. Искажены пропорции лица, частей тела. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка.

Психике ребенка также наносит вред  перегруженность яркими красками, образами, звуками. Ребенок ощущает, что все вокруг очень изменчиво, а значит, непрочно и нестабильно.

Современные игрушки часто являются прототипами героев мультфильмов со своим характером и поведением, поэтому ребенку ничего не остается, как повторять его действия. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, повторяя действия своего персонажа, то это обязательно проявится в его модели поведения и сформирует его характер.

Некоторые игрушки,  могут стереть грань между добром и злом. Например, отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у  детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим.

Слишком  страшные игрушки- киборги, неприятно похожие на человеческое существо, монстрики с тщательно изображенными уродствами (шрамами, бородавками и т.д.), вампирчики со вполне реалистичными зубами давно уже получили прописку во многих детских. Есть мнение, что такие игрушки учат преодолевать страхи. Совсем не все «страшные» игрушки вредны: не зря же во многих сказках добрый герой побеждает злобное чудище. Вот только «злобное чудище» должно быть условным, без реалистичных  подробностей – их малыш домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать без проблем.

Куклы Барби на фоне других современных игрушек они кажутся наиболее безобидными: не призывают к жестокости, не пугают своим видом, не противоречат нормам морали.

 Однако, кукла должна пробудить в девочке заботу и нежность, заложить начальные основы материнского инстинкта. Барби абсолютно не похожа на ребенка, ее не нужно пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». Кроме того, давно доказано, что Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности, стойкого недовольства своей внешностью, что может в дальнейшем привести к неврозу.

К сожалению многие  современные игрушки - антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности. Важно, чтобы игрушка была  источником радости, мотивом для игры.  С ее помощью необходимо  создавать условия для развития ребенка и стимулировать  возможность для самостоятельного творчества.

Уважаемые родители! Отнеситесь серьезно к подбору игрушек. От этого зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Старайтесь не запрещать играть с антиигрушками, а «отсеивать» мультипликационные фильмы, в которых они участвуют как герои.

 

Подготовили педагоги МБДОУ ДС №14 «Воробышек»:
П.И. Игнатенко
Н.В.Тищенко