Педагоги и психологи ищут и находят разные приемы для  развивающей и коррекционной работы с детьми РАС. Такая  работа будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом,  воспитателем, психологом, учителем логопедом,/дефектологом, музыкальным руководителем и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Как же все же создать благоприятную обстановку для игр и занятий? Не секрет, что все дети легко отвлекаются на посторонние звуки и предметы. Поэтому очень важно создать обстановку, не отвлекающую ребенка, а, напротив, настраивающую его на определенное занятие.

Рассмотрим следующие аспекты обстановки.
1. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, когда у вас есть время, энергия и желание для занятий.

  1. Выключите все источники постороннего шума (телевизор, музыка). Особенно это важно для детей имеющих проблемы слуха и речи.
  2. Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов (они являются отвлекающим фактором и мешают ребенку сосредоточится). Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами у ребенка: уберите их в коробку, чтобы ребенок их не видел. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
  3. Используйте «рабочий уголок» (стол и стул поставить в комнате в определенное место, на стену повесить фото ребенка). Детям нравится иметь особое «рабочее место».
  4. Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.
  5. Ребенку будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Например, если вы хотите научить ребенка есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т.е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды.
  6. Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности.
  7. Существуют две полезные методики, называемые «прямая» и «обратная последовательность». Любое действие можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов. «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность» — что ребенок заканчивает действие, которое начали вы. Постепенно увеличивайте участие ребенка, пока, наконец, он не начнет выполнять все действие целиком.
  8. Следите за тем, на каком уровне развития находится ваш ребенок, и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре.
  9. Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. По мере того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыкает к своему достижению, похвалы должны плавно сходить на нет.
  10. Если вашего одобрения и похвалы ребенку недостаточно, испробуйте более веские средства поощрения. Наиболее распространенное «вознаграждение» — различные лакомства, а также ласки и поцелуи. Кроме того, вы можете «награждать» ребенка возможностью поиграть в любимую игру или заняться любимым делом.

 Источник:   http://planetalove.68edu.ru/kopilka/lekt_metod.pdf

 

Подготовили педагоги

МБДОУ ДС №14 «Воробышек»                      П.И. Игнатенко

                                                                            Н.В.Тищенко