Педагоги и психологи ищут и находят разные приемы для развивающей и коррекционной работы с детьми РАС. Такая работа будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, воспитателем, психологом, учителем логопедом,/дефектологом, музыкальным руководителем и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
Как же все же создать благоприятную обстановку для игр и занятий? Не секрет, что все дети легко отвлекаются на посторонние звуки и предметы. Поэтому очень важно создать обстановку, не отвлекающую ребенка, а, напротив, настраивающую его на определенное занятие.
Рассмотрим следующие аспекты обстановки.
1. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, когда у вас есть время, энергия и желание для занятий.
- Выключите все источники постороннего шума (телевизор, музыка). Особенно это важно для детей имеющих проблемы слуха и речи.
- Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов (они являются отвлекающим фактором и мешают ребенку сосредоточится). Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами у ребенка: уберите их в коробку, чтобы ребенок их не видел. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
- Используйте «рабочий уголок» (стол и стул поставить в комнате в определенное место, на стену повесить фото ребенка). Детям нравится иметь особое «рабочее место».
- Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.
- Ребенку будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Например, если вы хотите научить ребенка есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т.е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды.
- Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности.
- Существуют две полезные методики, называемые «прямая» и «обратная последовательность». Любое действие можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов. «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность» — что ребенок заканчивает действие, которое начали вы. Постепенно увеличивайте участие ребенка, пока, наконец, он не начнет выполнять все действие целиком.
- Следите за тем, на каком уровне развития находится ваш ребенок, и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре.
- Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. По мере того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыкает к своему достижению, похвалы должны плавно сходить на нет.
- Если вашего одобрения и похвалы ребенку недостаточно, испробуйте более веские средства поощрения. Наиболее распространенное «вознаграждение» — различные лакомства, а также ласки и поцелуи. Кроме того, вы можете «награждать» ребенка возможностью поиграть в любимую игру или заняться любимым делом.
Источник: http://planetalove.68edu.ru/kopilka/lekt_metod.pdf
Подготовили педагоги
МБДОУ ДС №14 «Воробышек» П.И. Игнатенко
Н.В.Тищенко