Очень важным фактором психического здоровья детей является психологический климат семьи. Он существенно влияет на ребенка и вызывает у него либо комфортное, либо дискомфортное состояние.

Учеными уже доказано что ссоры между супругами, в присутствии детей негативно влияют на психологичное состояние детей.

Огромное влияние на развитие творческих способностей у ребенка, а также  на его психологическое здоровье, оказывает стиль родительского воспитания.

Стили родительского воспитания

Авторитетный  — высокий уровень контроля, теплые отношения.

Такие родители признают и стимулируют проявление самостоятельности у детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают смену своих требований в разумных пределах.

Дети в таких семьях хорошо адаптированы, уверенны в себе. У них развиты чувства самоконтроля и социального поведения. Они хорошо учатся и имеют  высокую самооценку.

Авторитарный стиль — высокий уровень контроля. Такие родители, часто отдают приказы и требуют их точного выполнения. Закрыты для общения с детьми устанавливают слишком завышенные требования.

Дети в таких семьях, как правило, неулыбчивы, боязливы, раздражительны, держаться в стороне от сверстников. Девочки чаще остаются пассивными и зависимыми на протяжении всего подросткового и юношеского возраста, а мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

 

Либеральный   -  Низкий уровень контроля, теплые отношения. - безответная родительская любовь. Открыты  для общения с детьми. Доминирующее направление коммуникации от ребенка к родителю. Детям дана неограниченная свобода, родители не устанавливают никаких ограничений, дети склонны к непослушанию, агрессивности, в присутствии людей ведут себя импульсивно, нетребовательно к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

 

Индифферентный стиль - низкий уровень контроля,  холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, равнодушны  к своим детям. Закрыты для общения с ними, так как слишком заняты своими проблемами, у них даже не остается сил для воспитания детей.

Если  же равнодушие родителей еще сочетается и с агрессивностью (родители пренебрегают своими детьми) Такие дети чаще склонны к проявлениям асоциального поведения.

        

Психическое здоровье детей тесно связанно

с типом родительского воспитания и распределения власти в семье .

 

Сотрудничество — взаимопонимание и взаимовыручка. И взрослые, и дети  чувствуют свою значимость. Атмосфера теплая, дружеская, масса позитивных эмоций и чувств.

Паритет — ровные «союзнические» рациональные отношения, которые удовлетворяют всех участников общения. Личностная значимость каждого немного уменьшается на первый план выходят поиск целесообразности каждого действия.

Соревнование — отношения в стремлении членов семьи перещеголять друг друга в каком -либо деле . Такой тип может привести к нервозной атмосфере в семье.

 

Конкуренция — каждый старается доказать свое превосходство над другим любой ценой. Эмоционально комфортное состояние достигается за счет дискомфорта  другого члена семьи.

Антагонизм — противопоставление, не желание идти на компромисс. Здесь чаще всего  страдает психическое  здоровье детей и всех членов такой семьи.

         Самой лучшей психопрофилактикой считается хорошие отношения между родителями и их детьми. Понимание родителями их внутреннего мира. Поверить в то, что ваш ребенок уникален и не похож на соседского Васю. Не является вашей копией или продолжением, а есть самостоятельная личность, со своими потребностями и возможностями для их реализации.

Поэтому не следует требовать от ребенка выполнения заданной вами жизненной программы которая зачастую является следствием нереализованного желания родителя.

Дайте право ребенку прожить  свою жизнь  - самостоятельно. Позвольте ему  быть самим собой со своими слабостями. Опирайтесь на  достоинства своих детей.

  • не стыдитесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему понять что вы любите его в любых обстоятельствах.
  • не бойтесь залюбить, чаще обнимаете ребенка.
  • чаще используйте ласку и любопытство, чем наказание и осуждения.

Помните! Что ключ к сердцу ребенка лежит через игру, если вы хотите ему, что либо объяснить, привить  - говорите с ним на его языке. Чаще объясняете ребенку все непонятные явления этого мира. Объясняйте суть запретов и ограничений. Научите его говорить о своих чувствах и переживаниях, выражать свои  желания.

 

 

Педагог-психолог

МБДОУ ДС №14 «Воробышек                                     Н.В.Тищенко