— функциональные, грамотно подобранные игрушки;

— пособия для развития сенсомоторных функций;

— природный материал: пух, мох, засушенные растения, речные и морские камни, ракушки, веточки;

— звучащие предметы: «шумовые» коробочки и баночки, музыкальные инструменты,

звучащие шары, погремушки, свистульки, колокольчики, деревянные и металлические

ложки, шуршащая оберточная бумага, баночки с разным количеством воды (при постукивании по ним — разный звук), большая морская ракушка;

— иллюстративный материал: фотографии, наборы картинок (разного размера) по лексическим темам, серии картинок;

— материалы для изобразительной деятельности: пластилин, пальчиковые краски, ватманы, глина, цветные карандаши и т. д.;

— сумка с «волшебными» вещами: маленькими зеркалами, брелками, баночками, губками, кистями для макияжа и другими интересными для ребенка вещами;

- мягкие модули, сухой бассейн, батут, аквалампы, светящиеся предметы и другое возможное оборудование для сенсорных комнат;

— большие картонные коробки для обустройства «домиков» для ребенка.

Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком — гуляем по дну озера; разложите ракушки — по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и Крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп — скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами (Г.Г. Колос, 2007).

Если есть возможность, приобретите батут: прыжки на нем способствуют снятию негативизма, в то же время «батут» — достаточно простое слово для усвоения, ребенок на эмоциональном подъеме будет стараться повторить за взрослым. Прыжки на батуте снимают агрессию и уменьшают тревожность.

Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т. п.

Включенный телевизор (часто в фоновом режиме), радио и т. п. мешают ребенку сосредоточиться, отрицательно сказываются на балансе нервных процессов. Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума были исключены. Постоянный шум лишает ребенка важнейшей предпосылки для начала развития речи — возможности подражать речи взрослого, поскольку ребенок не может сконцентрироваться на ней.Когда взрослый играет или разговаривает с ребенком, лицо взрослого должно быть хорошо освещено (можно направлять свет настольной лампы на лицо), взрослый не должен находиться спиной к окну или лампе. Комната, в которой проходят занятия, должна быть хорошо освещена.

Начиная игру или занятие с ребенком, очистите стол или специально отведенное место для занятий от ненужных игрушек и посторонних предметов. Закончив игру, вместе с ребенком уберите игрушки на место, это поможет проще переключить ребенка на новую игру.

Игра или задание во время занятия кладется от ребенка слева, по окончанию ребенок перекладывает его на правую сторону — таким образом ребенок приучается выполнять действия слева направо, что пригодиться ему при освоении навыка чтения и письма.

Для ознакомления ребенка с временами года, месяцами используйте символизацию— выставляйте в комнате ребенка символ месяца или времени года, объясняйте, почему именно этот символ вы выбрали; периодически в играх возвращайтесь к символу и повторяйте название времени года/месяца (раз в неделю рисуйте символ, лепите его из пластилина, обращайте внимание на картинках и т. п.). Например, символом января может быть еловая ветка, символом мая — сирень.

Используя большие картонные коробки в качестве «домиков» для ребенка (вырежьте в коробке «окна» и «двери»), закрепляйте различные лексические темы: вырежьте из каталогов картинки с изображением мебели, называйте их, наклеивайте картинки вместе с ребенком в «домик» по инструкции; наклеивайте изображения посуды в воображаемую кухню в домике и т. д.

Иногда неговорящие дети плохо запоминают и различают цвета. Специалисты связывают это с встречающейся у неговорящих детей зрительной (в данном случае цветовой) агнозией. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребенок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Эти же коробки можно брать с собой на прогулку и сортировать найденный «клад». Попросите малыша помочь Вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки; предметы постельного белья и полотенца.

Полезно читать ребенку книги, однако зачастую родительское чтение бывает избыточным: ежедневная смена произведений, неумеренное по объему чтение книг, содержание которых зачастую не соотносится с возрастными и речевыми особенностями ребенка, в лучшем случае — бесполезно, а в худшем случае — опасно. Такое неорганизованное чтение перегружает и без того ослабленную нервную систему ребенка, не способствуя развитию умения слушать, понимать речь. Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА дедку, дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЕЛ, Я от дедушки УШЕЛ» и т. д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), нос одинаковым речевым материалом.

Читая ребенку, напевая ему песенки, сажайте ребенка на колени, так чтобы он видел артикуляцию взрослого. Рассматривая с ребенком книги из картона и бумаги разной жесткости, побуждая его самостоятельно переворачивать страницы, можно стимулировать его ручную деятельность.

Экспериментируйте с ребенком во время чтения сказок. Например, при чтении сказки «Золушка» предложите ребенку помочь Золушке выполнять ее работу. Смешайте муку с кофе. Покажите ребенку, как можно использовать сито для сортировки кофе от муки. Проведите подобные опыты несколько раз, эмоционально произносите слова: «мука», «кофе» ,«сито» — ребенок начнет повторять их, подражая вам. Во время чтения различных сказок, просмотра мультфильмов можно использовать психогимнастические упражнения.

«Буратино» «Превратиться» в Буратино: напрячь все мышцы, улыбнуться. Обратить внимание ребенка, что Буратино сделан из дерева, значит он ДЕРЕВЯННЫЙ. «Превратиться» в Пьеро: расслабить все мышцы, на лице изобразить грусть. Обратить внимание ребенка на противоположность: веселый Буратино — грустный Пьеро. Перед зеркалом несколько раз поменять выражение лица, одновременно сопровождая действия ребенка экспрессивным проговариванием слов-антонимов. Пьеро — ТРЯПИЧНАЯ кукла, сделана из тряпок. Если есть возможность, целесообразно продемонстрировать ребенку два материала: тряпки (мягкие) и дерево (твердое), привлечь внимание ребенка к их свойствам. Перед зеркалом с ребенком можно изобразить и других героев сказок: ХИТРУЮ лису Алису (прищурить глаза, поджать губы), ЗЛОГО Карабаса Барабаса (нахмурить лоб, сжать губы, кулаки).

«Дюймовочка» Вместе с ребенком «превратите» ваши руки в цветок, на котором жила Дюймовочка: сомкните ладони, затем медленно разведите их в стороны, пошевелите пальцами, понюхайте воображаемый цветок ребенка, простимулируйте его, чтобы он понюхал ваш. Экспрессивно произнесите: «Ах, как пахнет, наш бутон! Ах!». Стремитесь к тому,чтобы ребенок вслед за Вами произнес междометие или даже простое слово «бутон». Покажите пальцами, какая МАЛЕНЬКАЯ Дюймовочка жила в цветке.

Полезно совмещать/заменять чтение сказок и стишков игрой в «домашний театр». Для этого подготовьте простейший реквизит (фигурки животных, комнатные цветы (для изображения деревьев), натуральные камушки, куклы и т. п.) и разыграйте знакомую для ребенка сказку: Вы можете ее рассказывать, а ребенок будет совершать действия, может заканчивать ваши фразы. Начало и конец представления можно обозначить звуком ксилофона, колокольчика: пусть ребенок сделает это сам после вашей команды «Начинаем представление!».

Такой прием будет способствовать развитию регулирующей функции речи. Используйте во время представления звуковые эффекты: постучите деревяшками (скачут лошади), идет дождь (насыпьте песок на стол), ритмичное хлопанье мешочка с монетами — шаги злой волшебницы и т. п.