«Логопедический альбом» и «Именная книжка малышка» У каждого ребенка должен быть собственный (изготавливаемый родителями совместно с ребенком) «логопедический альбом»: толстая тетрадь, красиво оформленная (удобнее использовать с креплением в виде спирали). Этот альбом станет формой тесного взаимодействия в системе «дефектолог — ребенок — семья». В нем дефектолог описывает краткое содержание занятий, поясняет родителям домашнее задание, помещает работы ребенка, необходимый картинный и текстовый материал. Важно, чтобы картинный материал для занятия подготавливался родителями совместно с ребенком (совместно подбирать, вырезать, наклеивать картинки), в этом случае «альбом» будет иметь эмоциональное содержание для ребенка, станет для него «любимой игрушкой». В этот же альбом «приходят Пятерки», дефектолог наклеивает стикеры, выигранные ребенком. Спустя определенное время у детей появляется слово «мой» в ответ на попытку отобрать у него альбом, что говорит о чрезвычайной значимости для ребенка. Можно порекомендовать родителям: изготовить самостоятельно личную книжку-малышку ребенка, в которую поместить картинный материал со словами, вызывающими наибольшие затруднения у ребенка. На первой странице книжки малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня кушает, Ваня плачет и т. д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить какое-то действие (сесть, встать, лечь и т. д.), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь». Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.

«Участие в домашних делах, поддержание порядка» Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий советуем игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки:

в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т. п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту— машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку— самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью — самые толстые цилиндры и т. д.).Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие — в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» — «меньше», повлияет на развитие регулирующей и пла-нирующей функций речи. Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т. д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно — позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т. п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др. Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить — варить — печь; кипятить, чистить, солить и т. д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.

Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т. д.

Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет)список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.

«Игры-поручения» Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить,при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.

«Как общаться с неговорящим ребенком» В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Побудительные предложения могут обозначать распоряжение, требование, приглашение, просьбу, объяснение, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т. п. (М.К. Шохор-Троцкая,2002). Такая форма общения стимулирует развитие понимания речи, позволяет контролировать понимание им услышанной речи. Речевой комментарий взрослого должен быть максимально эмоционально насыщенным, быть интонированным: взрослый должен активно и правильно использовать интонацию, логические ударения. Речевым комментарием взро-слый может сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребенка слова, фразы. Говорить с ребенком необходимо, привлекая внимание к своей четкой, зачастую утрированной артикуляции. В литературе имеются противоречивые мнения, касающиеся того, какой тон голоса воспринимается ребенком лучше: высокий или низкий. Поэкспериментируйте с высотой голоса, обратите внимание, в каком случае ребенок лучше воспринимает инструкции.

Многие исследователи указывают на недопустимость ультимативной формы общения с безречевым ребенком, об исключении мотивации к речевой деятельности с помощью словесных понуканий: «скажи», «повтори», так как такая форма общения с ребенком усиливает речевой негативизм. Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает. Зачастую родители стесняются разговаривать с ребенком на улице о каких-либо «итак понятных» социальных явлениях и т. п., что, безусловно, ошибочно, и приводит к ограничению социального и речевого опыта ребенка. Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой речевой реакции ребенка. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ. На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются. По мнению Смирновой О.Е., Галигузовой Л.Н. (2004), ребенок, овладевая активным лексиконом, не сразу испытывает потребность в слове, вначале испытывая потребность и заинтересованность в том или ином предмете, а лишь затем переходят к пониманию необходимости использования речи для удовлетворения своих потребностей. Необходимо создать у ребенка необходимость в речи, потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести слово.

Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

Для привлечения внимания ребенка к лицу взрослого, активизации речевого подражания советуем родителям надевать дома яркую одежду, необычные шляпы, интересные маски, матерям — красить губы яркой помадой, надевать крупные серьги во время занятия с ребенком. «Сделайте свое лицо интересным для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть» (С. Ньюмен, 2004). Если ребенок не обращает на вас внимания, можно подуть на него, изменить свое поведение: поиграйте в прятки, закрывая свое лицо полотенцем, одеждой и т. п.

Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, звон, крик и т. п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т. д.; звукоподражательно обозначайте их. Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой (С. Ньюмен, 2004).

Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) обращайте внимание ребенка на действия и их обозначения: мнем, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т. д. Спрашивайте ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» — выдерживаете неболь-шую паузу — «Правильно, мы мнем».

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».

Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.