Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.
Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения
к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.
Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения с малышом. А ведь для установления комфортного психологического климата нет ничего важнее доверительных и близких отношений между взрослым и ребенком.
В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как прощать.
В заключение хочу привести слова советской поэтессы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»